Нина Дмитриевна Полусмак – учитель английского языка школы № 20, Почетный житель города Донецка, а в прошлом — председатель пионерского и комсомольского штабов, старшая пионервожатая, настоящий лидер донецких пионеров и комсомольцев.
— Нина Дмитриевна, Вас многие называют Лидером с большой буквы. Как вам удавалось так легко вести за собой ребят?
— Я была председателем городского пионерского штаба. В наше время не было выборов лидеров, как в современных школах: не было программ, которые сейчас презентуют кандидаты в городской молодежный парламент, не было взрослого голосования. В наше время каждая школа представляла своих претендентов, достойных ребят, в городской пионерский штаб, который собирался на свои заседания в Доме пионеров. На штабе мою кандидатуру предложили в председатели и выбрали. Отказаться я не могла, потому что мне доверяли. Хотелось оправдать это доверие и надежды ребят на то, что я буду достойным организатором всех дел.
— Нина Дмитриевна, что мотивировало Вас быть лидером, быть впереди, вести за собой?
— Это было внутреннее состояние. Я не стремилась, чтобы меня где-то отметили за это, не ждала наград. Хотелось, чтобы вокруг меня было побольше людей: активистов, тех, с кем я могу разделить свои интересы и просто товарищей, на которых можно положиться. Самостоятельность, твердость характера, решительность, доброта и отзывчивость — всё это важные качества лидера. Пионерия воспитывала в детях товарищество, коллективизм, «чувство плеча» — когда есть поддержка и помощь единомышленников.
— Какие воспоминания и яркие моменты возникают, когда вы слышите слова «Пионерская организация»?
— Конечно, это День рождения пионерии. 19 мая в городе всегда организовывали большой пионерский праздник, настоящий парад.
Я всегда трогательно относилась к тому, когда ребят принимали в пионеры. Сама я очень ждала, когда мне исполнится 10 лет и я смогу стать пионеркой. Потом, когда стала председателем совета отряда в классе, председателем городского пионерского штаба, я каждый раз пропускала через себя торжество принятия ребят в пионеры.
С особой торжественностью праздновали День Победы. Запомнились мероприятия у обелиска Славы. Ребята в парадной форме и красных галстуках под духовой оркестр с гордостью дарили цветы ветеранам Великой Отечественной войны.
На сборах дружины, которые сильно отличались от современных школьных линеек, вносили знамя пионерской организации школы, при виде которого захватывало дух.
Самое яркое воспоминание для меня — международный детский центр «Артек», лагерь «Горный», дружина «Хрустальная». В лучший детский лагерь я попала за достижения и заслуги, будучи ученицей 7 класса. За активную работу была награждена фотографированием у знамени Артека. В то время это было наивысшей наградой.
— Что еще увлекательного и интересного было в пионерской жизни?
— Городской пионерский штаб был организатором всех пионерских дел. Все школьные пионерские дружины принимали активное участие в городских мероприятиях.
Активную деятельность вел КИД – клуб интернациональной дружбы, в котором я тоже состояла. Мы проводили политинформации — знакомили ребят с тем, что происходило в мире. Нас интересовало, как живут дети за рубежом. Мы поддерживали детей из Африки, которые жили хуже нас. Писали письма в защиту Анджелы Дэвис – политического деятеля Америки. Она выступала в защиту темнокожих и попала за это в тюрьму, а люди из СССР с лозунгом «Свободу Анджеле Дэвис» добивались ее освобождения.
Моей любимой газетой была «Пионерская правда», подписка на нее стоила 1 рубль 8 копеек. Она была интересна и взрослым, и детям. Газета рассказывала о событиях в стране и за рубежом, освещала деятельность детских организаций в других странах, рассказывала о жизни советских школьников. Благодаря этой газете мы получали всю необходимую информацию и идеи для своей активной деятельности.
Каждое утро изо всех радиоприёмников звучала детская передача «Пионерская Зорька» Она была предназначена для школьников средних классов. Эта радиопередача объединяла всех пионеров Советского Союза.
Сборы макулатуры, металлолома, лекарственных растений для аптеки были обязательными для пионеров. Ребятам было интересно заниматься этим, ведь между классами проходили соревнования, и все ждали призовых мест. А как приятно было услышать в «Пионерской зорьке», что из металлолома, собранным детьми, изготовили настоящий трактор!
— В чем отличие современных детей-лидеров от лидеров пионерии?
— Лидеры, в какое бы время они не жили, имеют одинаковые черты характера: умение взять ответственность за тех, кто доверяет тебе, решительность, работа в команде. Это люди, болеющие душой за порученное им дело. Современные лидеры-подростки наиболее самостоятельны в принятии решений.
— А у ваших детей есть лидерские качества?
— Дочери были очень активными в школе. Благодаря лидерским качествам, упорству и большой ответственности у них сейчас очень интересная работа. Старшая дочь открыла свое агентство и занимается организацией значимых мероприятий и праздников. Благодаря лидерскому потенциалу и коммуникабельности, Яна создала команду, на которую она может положиться. У младшей дочери Алисы очень ответственная работа, в данное время она находится в декретном отпуске. Мои дети всегда доведут дело до конца, никого не подведут, всегда придут на помощь.
После с разговора с Ниной Дмитриевной, я задумалась, а есть ли в моем окружении люди, похожие на нее. И поняла, что есть. Это вожатые «Киндервундии» — лагеря Дома детского творчества. Их всех отличает честность, открытость и инициативность, готовность брать на себя ответственность, вести за собой. А это значит, что традиции пионерии живы!
Мария Блохина
Ранее мы писали, что Юные дончанки прошли обучение в центре поддержки одаренных детей