«Краски родного края», — так назывался круглый стол, на котором донецкие юные художники, воспитанники ДШИ, пообщались с уже состоявшимися в профессиональном плане старшими коллегами. Были очень интересные вопросы и не менее интересные ответы. Вместе с ребятами пришла Оксана Авдеева — заведующая художественным отделением, старший педагог дополнительного образования Детской школы искусств.
Организатор и идейный вдохновитель мероприятия, младший научный сотрудник музея Инна Черныш, рассказала, что круглый стол организован в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
— Безусловно, сегодняшнее мероприятие — важное событие в творческой и культурной жизни города, — отметила она. — Впервые за годы существования Донецкого историко-краеведческого музея за круглым столом в атмосфере позитивного диалога встретятся донецкие художники, являющиеся уже состоявшимися мэтрами, и молодые творцы, учащиеся Детской школы искусств города Донецка, которые еще выбирают свой путь и стиль в живописи.
Участники «круглого стола» — донецкие художники – Иван Григорьевич Коба, Петр Викторович Говорченко, Михаил Лазаревич Дядяев, Наталья Усачева и Анжелика Ветхалова.
Они создавали красоту не только на своих полотнах, но и на предприятиях и улицах Донецка, проводили персональные выставки, учили других и постоянно учились сами.
Интереснейшую историю каждого из художников подготовили сотрудники музея.
Наталья Усачева. Родилась в 1959 году в городе Новочеркасске. Интерес к живописи вроде бы и проснулся в детстве (год посещала художественную школу), но вскоре занятия спортом отвлекли от творчества.
Обучаясь на строительном факультете Новочеркасского политехнического института, Наталья с интересом изучала живопись, выполняя задания за всех однокурсников. Но…писать так и не начала.
В начале 80-х годов семья молодых специалистов Усачевых по распределению приезжает в Донецк, где профессиональный путь Натальи лишь отчасти касается художественного творчества. Работая инженером-конструктором ДПХО, она проектирует здания и сооружения фабрики, затем, в рамках семейного бизнеса занимается дизайном и пошивом меховых изделий.
К живописи пришла уже в зрелом возрасте. Посетила виртуальный мастер-класс художника Сергея Андрияки, и села писать! Сначала училась работать акварелью, но затем поменяла технику. Сегодня творчество Натальи Усачевой — живописные работы, написанные на холсте маслом, в реалистичной манере.
В каждой картине она старается рассказать маленькую историю, пробудить у зрителей личные воспоминания. Ее творчество – пейзажи и фантазийные сюжеты с различным смыслом: философские размышления, впечатления от услышанной музыки. Очень важно, чтобы картина заставляла зрителя задуматься, но и одновременно была понятной.
Мы искренне благодарны Наталье за творческую смелость, ведь именно ее выставкой «Мир в цветах и отраженьях» открылся в Донецком музее Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Анжелика Ветхалова. Родилась и выросла в городе Донецке. Окончила художественно-графическое отделение Курского педагогического института, работает педагогом, открывая таланты и творческие стремления в своих учениках. Она уверена, что каждому человеку нужно попробовать себя в том, что привлекает и вызывает эмоции. Самореализация очень важна для позитивного восприятия жизни и развития личности.
Мир ее картин — реалистические пейзажи, отражающие красоту природы родного края, морских просторов, горных склонов и водопадов. Настроение живописи очень разнообразно: спокойные и размеренные работы сочетаются с яркими, искрящимися сюжетами.
По словам художницы, техника работы с акварелью очень интересна: нужно «поймать момент» и сразу воплотить его в рисунок. Исправления в акварели не допускаются, все сразу «пишется начисто».
Выставка Анжелики Ветхаловой «Акварели» будет радовать посетителей Донецкого музея в марте и апреле.
Иван Григорьевич Коба. Родился в городе Приморско-Ахтарск Краснодарского края в 1940 году. Восемнадцатилетним парнем приехал в Донецк, окончил горно-подземную школу, пошел работать на шахту «Восточная», проходчиком.
Но художественное творчество привлекало уже тогда. В то время во Дворце Культуры художником-оформителем работал Петр Ефимович Егоров. Он и стал первым наставником Ивана Григорьевича.
В 1964 году произошел судьбоносный случай. В Донецк на практику приехал студент Ростовского художественного училища, писать диплом на «шахтерскую тему». Его поселили в шахтерское общежитие. Однажды к Ивану Григорьевичу, зная о его увлечении живописью, обратился приятель, с просьбой помочь найти ватман для «приезжего художника».
Познакомились со студентом, Иван показал ему свои работы и работы друга — Виктора Ивановича Дудкина. Вердикт был однозначен: таким талантам нужно поступать в художественное училище!
В 1965 году Иван поступил в Ростовское художественное училище имени Грекова, по уровню работ дончан зачислили сразу на второй курс. После окончания учебного заведения Иван Григорьевич пошел работать на Донецкий экскаваторный завод. Он стал девяностым сотрудником предприятия. Более 30 лет посвятил любимой профессии художника-оформителя, до самого ухода на пенсию в 2005 году.
Иван Григорьевич работал во всех стилях, писал маслом и акварелью (мой это его любимый вид живописи), делал чеканку, скульптуру, занимался резьбой по дереву (объемной, плоской, настенной), рисовал графику. Доброй традицией для него было каждые выходные ходить на этюды.
Знаменательно, что на открытии Донецкого историко-краеведческого музея, Василий Трофимович Рыжков и Валентина Егоровна Нестеренко была организована персональная выставка Игоря Григорьевича. Его картина «Бой петухов» стала своеобразным символом музея.
Петр Викторович Говорченко. Коренной житель Донецка, родился в 1946 году.
Отец Петра Викторовича любил и умел рисовать. Дом белили, а затем он акварелью украшал его, чаще всего – пейзажами. Отец ставил сына рядом и учил, приговаривая, что «на кусок хлеба всегда этим заработаешь».
Еще в 8 классе Петя карандашом нарисовал копию картины Перова «Охотники на привале». Долгие годы она украшала кабинет директора в школе №4.
Первое место работы Петра Викторовича – хлебокомбинат, с которым связаны вкусные и теплые воспоминания. Здесь он окреп, вырос и подготовился к творчеству! Год проработал на шахте, а затем, по совету Виктора Ивановича Дудкина поступил в училище имени Грекова по специальности: художник-оформитель печатной продукции.
Вернулся в родной город, трудился в ДК «Шахтер». До 1980 года работал вместе с Виктором Дудкиным. Вместе оформляли почту, Горком, Исполком, делали стенды предприятий. 21 год отдал художественному творчеству в сфере культуры.
В перестроечные времена пришел работать на шахту «Донецкая», 6 лет работал крепильщиком, но не отрывался от профессии. Сотрудничал с отделом культуры, помогал, оформлял.
Он пишет всем: акварелью, маслом, акриловым красками. Но любимая техника – масло.
Можно сказать, что Петр Викторович заложил «первый творческий камень» в музей. С ним советовались, где расположить залы, его кисти принадлежит картина казни пионеров-героев в зале «Боевая слава».
Михаил Лазаревич Дядяев. Также коренной дончанин, родился в 1947 году.
По стечению обстоятельств Миша учился и проживал в школе-интернате города Каменска-Шахтинского. Там и заметили его талант. Еще в начальной школе учитель по рисованию и черчению Игорь Трофимович Гаркуша заметил шаржи своего ученика. Так в 4 классе Миша стал заниматься в изостудии. Вскоре юный ученик занял первое место в областном художественном конкурсе, превзойдя старших товарищей. С тех пор живопись уже «не отпустила» Михаила Лазаревича, став и профессией, и образом жизни.
После окончания школы все прочили Мише поступление в художественное училище. Но он вернулся домой, к бабушке, и пошел работать.
Первым местом трудоустройства стал городской Быткомбинат. Хотел быть учеником часовщика. Но руководитель, узнав о способностях Михаила (дала задание нарисовать карандашом Карла Маркса), приняла его в качестве художника.
Затем – шахта «Центральная», работа машинистом электровоза в комсомольско-молодежной бригаде. На должность художника перевел «творческий случай». Однажды на шахту пришли новые вагоны, Михаил Лазаревич углем нарисовал на одном из них Орден Ленина, как цель, к которой нужно стремиться в работе. Уже на следующий день юного шахтера вызвали к комсоргу шахты Василию Трофимовичу Рыжкову. Оформили в отдел ИТР, стал заниматься творческой оформительской работой.
Затем работа в Доме Пионеров, руководство художественной студией. В середине 50-х годов XX века в каменской газете «Труд» опубликовали фото, на котором Игорь Трофимович ведет занятия, а маленький Миша – рисует под чутким руководством учителя. Спустя годы, Михаил Лазаревич на Вечере встречи выпускников школы покажет своему педагогу Гаркуше газету «Донецкий рабочий», где будет опубликовано его фото занятий с воспитанниками Дома Пионеров. С гордостью, что продолжил путь любимого учителя.
По приглашению Ивана Григорьевича Коба, от которого много почерпнул в профессиональном плане, пошел работать на ДЭЗ. К примеру, высокой просветительской миссией обладала газета «Ляпота», которая издавалась по инициативе и под руководством Ивана Григорьевича. Публиковали материалы о творчестве художников, их произведения. Тогда это было и ново, и необходимо.
Затем руководил цехом эстетики на ДПХО, собрав отличную творческую команду художников.
Михаил Лазаревич очень творческий и динамичный человек! В его биографии есть даже путешествие на остров Шикотан!
Следующий этап карьеры – работа в Отделе рабочего снабжения художником-оформителем. После получил предложение пойти работать в ЦГБ, был водителем на «Скорой помощи», 18 лет, а в свободное время занимался оформлением больницы. После выхода на пенсию еще пару лет работал в техникуме, также художником оформителем.
Пишет маслом, чаще всего портреты. Его любимые модели – внуки. Их у Михаила Лазаревича – 10!
Последние годы он не расстается с фотоаппаратом, подаренным сыном, поэтому Михаила Лазаревича можно назвать и талантливым фотохудожником.
Чуть более часа продолжался диалог состоявшихся художников с начинающимися. Вопросов было много: и где найти вдохновение, и сколько лет необходимо учиться, и сколько может стоить картина? Отвечая на этот вопрос художница Наталья Усачева, смутившись, пояснила, что картины, в основном, дарит, так как ей нравится это делать. Ведь искусство должно приносить радость.
Взрослые художники тоже интересовались взглядами на жизнь молодых художников, их вкусами и жанровыми направлениями. Оказалось, в зале собрались, в основном, приверженцы классической школы, которые находят вдохновение в красоте нашей донской природы.
Как оказалось, в нашем городе осваивают техники масляной живописи, начиная с дошкольного возраста. Уже второй год воспитанники детского сада «Лазорик», посещают изостудию «Волшебные краски». К сожалению, маленькие художники не смогли лично принять участие в круглом столе, но они подготовили видеообращение и небольшие подарки главным героям мероприятия.
Инна Васильевна Черныш, приглашая нас на это мероприятие, написала: «Мероприятие камерное, должно быть уютно, приходите!»
И действительно, было очень уютно и необычайно интересно. Этим славится наш музей — умением проводить мероприятия с особой атмосферой: необычно, тепло и радостно.
РАНЕЕ МЫ ПИСАЛИ, ЧТО В детском саду «Березка» реализован образовательный проект «Вышитая карта России»