Я счастлив, что я строил БАМ!

Новости

Конкурс журналистских работ

«О времени и о себе»

Номинация: Текстовые работы

Тема: «Я счастлив, что я строил БАМ!»

Жанр: Интервью

Обучающаяся 10 класса

МБОУ СОШ №20 г.Донецка

Семенова Кира

г.Донецк

2025г.

Байкало-Амурская магистраль пересекает одиннадцать крупных рек, на ней построено 2230 больших и малых мостов. Александр Владимирович Трошев гордится тем, что в строительстве шести мостов есть и его вклад.

В этом году исполняется 40 лет со дня открытия БАМа, 30 лет со времен укладки «Золотого звена», а также 25 лет регулярного движения поездов.

К беседе с Александром Владимировичем я готовилась очень ответственно, целую неделю читала материалы о строительстве БАМа. О встрече договорились заранее. И вот я с волнением подхожу к дому А.В.Трошева. Он встречает меня вместе со своей женой Татьяной, улыбается, чувствуя, что я волнуюсь, говорит: «Пошли пить чай. За чашкой чая и беседа лучше пойдет».

Мы сидим в уютной комнате. Передо мной лежат фотографии (их немного). Мой собеседник говорит, что фотографироваться было некогда: вставали рано, а спать ложились аоздно, много работали.

— Расскажите, как началась ваша история на БАМе? Когда отправились туда?

— Родился я в городе Шемановске Амурской области. В 1972 году закончил СГПТУ №9 города Свободного. Профессия моя – газосварщик. На строительство БАМа я приехал в 1977 году после службы в армии. А ведь в детстве мечтал, как и многие советские мальчишки, стать капитаном дальнего плавания, потом – летчиком – испытателем. А стал сварщиком – мостостроителем.

— Наверное, жалеете, что не исполнились ваши детские мечты?

— Да, нет! Нисколько не жалею. Именно, работая на БАМе, понял, как необходима моя профессия. Я гордился, что стал мостостроителем. Удивительно, но эта профессия вобрала в себя все детские мечты: она связана и с воздухом, и с водой, и с определенным риском для жизни.

(Александр Владимирович разводит руки примерно сантиметров на пятьдесят.):

— Представь себе, вот по такой узкой полоске приходится ходить на высоте 25 метров и выше. Кто – то из крепких мужчин еще несет на своих плечах тяжеленный ящик с с электродами, болтами. На БАМе мостостроителям приходилось выполнять свою работу при плю 40 и при минус 50, когда ветер – тягун вдоль таежных речек пронизывал, казалось, до самых костей. Эта профессия для сильных людей – не только телом, но и духом.

— Расскажите о том, с какими людьми приходилось работать плечом к плечу?

— Люди каких только национальностей не работали на БАМе: грузины белорусы, армяне латыши, казах… Но большинство, конечно, — русские и украинцы.

Жили мы очень дружно, по — братски делились последним, что у нас было. Собирается кто — нибудь на свидание с девушкой: «Коля! Дай рубашку?» — «Бери!». Однажды, Володька, земляк, штаны у меня попросил на свидание и прожег их нечаянно ночью у костра, — вспоминает мой собеседник примеры доброго соседства и взаимовыручки в многонациональных вагончиках и теплушках.

— Разве мы когда – то могли предположить, что украинец пойдет против русского?, — с болью в сердце говорит Александр Владимирович, сравнивая сегодняшний день со вчерашним.

— Как я уже сказал, жили мы дружно. Тындовский, бамовский народ меня всегда воодушевлял. Таких чистых и искренних взаимоотношений, как на БАМе, я потом не встречал нигде.

В словах Александра Владимировича я почувствовала одновременно и боль, и ностальгию по кипучей жизни стройки века.

— Расскажите о строительстве своего первого моста.

— На БАМе мостостроители были в особом почете: их дело считалось не просто нужным, но и романтичным. Ведь мост сам по себе — одно из самых красивых сооружений на железной дороге.

Первый мост – это почти как первая любовь. Для меня это был металлический мост через реку Унаку. Он состоял из трех пролетов по 45 метров каждый. Интересный объект. Я его запомнил на всю жизнь. Затем были другие, но здесь образовался наш мост.отряд. Не зря ведь говорят, что каждый мостостроитель измеряет свою жизнь с первого моста, а последующие – это вехи и знаки судьбы. Как дорожными знаками измеряется трасса, так и наши биографии измеряются мостами.

— Как строился ваш обычный рабочий день?

— Подъем обычно был в 6 часов утра. Мы вставали рано. Завтракали, и на машинах с инструментами ехали на место, где начиналось строительство моста. Каждая бригада получала задание по объему работы. Успевали передохнуть, 15 – 20 минут отводилось на обед и снова принимались на работу. Порой не могли отогнуть пальцы, потому что целый день в руках сварочный аппарат. Труд и условия были нелегкими, но молодость, творчество, энергия помогали не падать духом. Ведь разговоры в те времена были только о БАМе.

— А как вы отдыхали?

— Большинство из нас очень любили спорт. Между бригадами проводились спортивные соревнования по волейболу, футболу, баскетболу. Чаще всего они проходили в Тынде на День строителя и День железнодорожника.

А вечерами были встречи у костра. Многие ребята играли на гитарах, пели комсомольские песни. Иногда засиживались допоздна. Но в каждом отряде были командиры, которые заставляли ложиться спать. Ведь вставали на работу, как я говорил, очень рано. К нам часто с концертами приезжали артисты. Особенно запомнил приезд и выступления Дина Рида, Иосифа Кабзона, «Песняров».

Но часто приезжали не только артисты, но и члены правительства. Запомнил приезд Гейдар Алиева, он был закреплен за строительством БАМа. Очень приветливый, общительный, всегда нас поддерживал, интересовался нашими проблемами. Кстати, о его роли в строительстве БАМа недавно говорил наш президент Владимир Владимирович Путин на встрече с его сыном, нынешним президентом Азербайджана.

— Вы сейчас живете в нашем городе. Не жалеете, что пришлось уехать с БАМа?

— Если честно, то иногда в душе проскальзывают нотки ностальгии. Но у меня жена из Донецка. Куда она – туда и я. По приезду в город работал на шахте «Донецкая». Труд шахтеров сродни тому, что и на строительстве БАМа. В шахте работали мужественные и стойкие люди.

А вот десять лет работы на Байкало – Амурской магистрали – это лучшие годы моей жизни. Каждый раз вспоминаю 29 сентября 1984 года. Когда на разъезде Балбухта состоялась встреча, шедших навстречу друг другу бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского. Весь мир знает, что здесь состоялась укладка «Золотого звена» железной дороги. Я недавно где – то прочитал, что при сооружении БАМа строители выполнили более 570 миллионов кубометров земляных работ, перекинули через реки и ручьи около 4,2 тысяч мостов и труб, уложили пять тысяч километров главных и станционных путей, возвели более двухсот железнодорожных станций и разъездов, тысячи жилых домов, школ и детских садов.

И у меня есть повод для гордости, потому что в этом есть частичка и моего труда.

Сегодня бамовское содружество объединяет около 50 тысяч человек со всей страны – кто – то до сих пор живет в Сибири, кто – то в другие города. Но для всех них БАМ остался в памяти не просто аббревиатурой, а кодовым словом, в котором зашифрованы жить, дружба и молодость.

Оцените статью
Донецкий Рабочий
Добавить комментарий