У православного христианина зимние праздничные дни ассоциируются прежде всего с праздником Рождества Христова, предваряющим его Рождественским постом и следующими за ним святками. А святки в народном сознании прочно связаны с гаданиями. Встает вопрос: можно ли гадать на святки православным?
Святки — это не специальное время для гаданий, а продление празднования Рождества Христова. Рождение в мир Спасителя, Который вернул людям возможность быть в вечности с Богом, — это такая большая радость, которую невозможно ограничить одним-единственным днем, поэтому она и продлевается до самого праздника Крещения Господня, то есть до 17 января, за которым уже следует Крещенский сочельник.
В чем заключаются святки? На бытовом уровне это отмена поста, то есть один из пяти так называемых сплошных периодов в году, когда мясная и молочная пища разрешается в том числе в среду и пятницу (в то время как в обычное время это постные дни). Это время радости, добрых дел, встреч с родными и друзьями, совместных мероприятий, обмена подарками. В духовном плане в святочные дни можно посвятить время молитве, более частому, если позволяет рабочий график, участию в богослужениях, причащению, чтению Священного Писания, но уже не ради аскезы, как в пост, а ради того, чтобы вдохновить себя и продлить внутри себя именно духовную радость.
Ни для кого не секрет, что мы все умрем. И эта память о смерти может помочь нам не терять ни минуты. Когда это случится — Бог весть. Опять же, поскольку людей вокруг много и жизнь наша и каждого из людей зависит от того, какое решение в каждый конкретный момент примет каждый человек, будущее увидеть человеку сложно. Допустим, на данный момент ваш начальник далек от Церкви и, скорее всего, через месяц распорядится доверенными ему средствами и полномочиями не лучшим образом. Но вдруг ему встретится добрый человек и начальник вдруг уверует во Христа, решит жить по заповедям Божиим. И всё, прогноз изменится, и через месяц он направит средства совсем не на то, на что он направил бы их, не став христианином, и полномочия свои использует не в собственных интересах, а на пользу людям. И какой смысл гадать, если все так меняется?
Второй момент — источник информации. Если Господь не открывает нам будущее, заботясь о нас, от кого Вам поступят сведения? Вы уверены, что хотите иметь с этими силами дело, а потом расплачиваться за полученные знания?
Поэтому Церковь и не видит в гаданиях никакого толка и смысла, как в занятии пустом, бесполезном либо толкающем человека совсем не к тем силам, с которыми ему следует общаться и быть.
Поэтому ответ совершенно однозначен: гадать нельзя не только на святки, гадания недопустимы в принципе.
Что нельзя делать на святки?
Ну о каких запретах может идти речь после светлого праздника Рождества Христова? И так мы мужественно прошли длинный пост, устояли в новогоднем разгуле. Уж теперь, наверное, можно абсолютно всё. Разочарую некоторых читателей, сказав слово «почти». Почти всё.
Конечно, ограничений на святках гораздо меньше, чем перед Рождеством. И все они укладываются в рамки элементарного здравого смысла и человеческого отношения к собственной вере. В святочные дни отменяется пост и разрешается веселье, застолья, гости, гуляния и радостное пение колядок, прославляющих Христа. Именно в прославлении Богомладенца и есть главный смысл святых дней. О нем стоит помнить.
Главное ограничение веселых святок касается заигрывания с нечистой силой. Церковь против гаданий всегда. И на святки тоже. Никакие народные традиции не могут служить оправданием кощунственным колдовским обрядам в святые дни празднования Рождества и Богоявления. Даже кажущиеся невинными попытки девушек увидеть будущих женихов не имеют ничего общего с христианством и прямо запрещены Церковью.
Другое ограничение касается любого христианского праздника. Нельзя злоупотреблять алкоголем и пищей даже в праздничные дни. Не может искренне славить Бога разум, затуманенный вином, и тело, обремененное неумеренным объедением. У всего должна быть разумная мера, и разговение здесь вовсе не исключение. Не стоит позорить христианские праздники своим к ним отношением. Особенно в глазах неверующих и представителей других религий. Согрешим мы, а порицать будут всех христиан, Церковь и Самого Спасителя. Нельзя давать повод ищущим повода.
Как видите, ограничений действительно не так много. Но они достаточно строги, и их необходимо соблюдать, чтобы не согрешить.
Текст подготовлен редакцией журнала «Фома»