Когда мы были на войне: «афганцы» рассказали о себе

Общество

Более девяти лет продолжалась военная операция советских войск в Афганистане. Сотни тысяч ребят со всего Советского Союза прошли эту суровую военную школу.

Практически всё это время раз в полгода на смену дембелям приходили солдаты нового призыва.

Так получилось, что когда верстался номер, посвященный 8 Марта, в редакции прошла встреча с двумя защитниками Отечества, воинами-интернационалистами. И мы решили поместить эту статью в праздничный женский выпуск потому, что в жизни каждой женщины обязательно должен быть настоящий мужчина — защитник: сильный, мужественный, целеустремленный. Такой, как герои этой статьи.

Виктор Молчанов родился в Луганской (Ворошиловградской) области и никогда для себя не разделял людей по национальности. Тогда, в Советское время, русские и украинцы были крепкой семьей с общими славянскими корнями. Никто не говорил: я русский, я украинец… Так и жили: праздники отмечали, женились, детей растили, — все вместе.

А сейчас Виктор с горечью говорит о родственниках, которые живут в Украине и не общаются с родными людьми «по политическим соображениям», в семье раскол, вызывающий обиду и непонимание.

Родившийся в семье шахтера, Виктор решил пойти по отцовской линии и тоже стать горняком, получив инженерное образование. У него уже была семья, когда его призвали в армию, назначив командиром артиллерийской батареи. Неожиданно для себя Молчанов понял, что военная жизнь его привлекает больше, чем гражданская. Именно тогда и определилась его дальнейшая судьба, защита Родины стала его первоначальной задачей на долгие годы.

Его часть стала одной из первых, которую отправили на войну в Афганистан. Когда он отправлялся туда, больше всего волновало здоровье жены, ведь она была уже на последнем сроке беременности.

из архива Виктора Молчанова

— В январе 1980 нас перебросили в Баграм, в Афганистан, — рассказывает Виктор Михайлович. – Первое впечатление — вокруг снег, но нещадно палит солнце. И нас встречают загоревшие дочерна ребята, которые прибыли сюда месяц назад и уже успели стать аборигенами. Мы так и узнавали новичков по белым лицам. Сами через небольшое время стали смуглыми, как и местные жители.

Выпало много снега. Температура опускалась ночью до 10 — 15 градусов мороза. Кабул расположен на высоте 1800 метров над уровнем моря. Размещались в палатках, но их надо было отапливать, а топлива не хватало. Палатки устанавливались на мёрзлую землю, которая и начала оттаивать от тепла печек-буржуек.

из архива Виктора Молчанова

Да, условия были непростыми, на войне, как на войне! В те тяжелые дни особой радостью солдат были письма из дома. А самым везучим приходили даже телеграммы. Из числа счастливчиков был и Виктор, который получил известие о рождении сына.

из архива Виктора Молчанова

О том, как хорошо и спокойно «на гражданке» Виктор не задумывался, исполняя воинский долг добросовестно.

На вопрос «Что вы чувствовали, когда ехали на войну?», — отвечает, что страха не было. Был приказ, который нужно было выполнить, да и по молодости страх не закрадывается в душу надолго.  Бояться на войне это нормально. В каких-то случаях страх нужно преодолевать, а порой он помогает тебе выжить в опасной обстановке. Боишься – значит цепляешься за свою жизнь, постоянно думаешь, ищешь возможности. Не трусишь — просто выполняешь приказ. Вместе с отрядом разведчиков Виктор неоднократно выполнял сложные боевые задачи, за что имеет государственную награду Демократической республики Афганистан — медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Однажды с группой разведчиков удалось предотвратить серьезную террористическую операцию, задержав диверсанта, направлявшегося в центр Кабула.

После Афганистана будет еще армейская служба с Группой советских войск в Германии, а также — в Туркестане, Виктор сюда перевезет семью. Жена и сыновья будут «кочевать» с отцом, как и многие офицерские семьи того времени. В Туркестане Виктор служил в зенитно-ракетной бригаде, он вспоминает, что с туркменами были абсолютно мирные отношения, а потом началось страшное. К счастью, на семье Молчановых это не отразилось, но были случаи, когда с русскими там расправлялись с особой жестокостью. Да и своих порой не щадили.

38 лет — ровно столько отдал Виктор службе в армии. А затем, когда не знал, куда себя применить, на помощь пришли бывшие его учителя и устроили в родную школу преподавателем. 10 выпусков было у Молчанова! А сейчас его ученики воюют с фашистами в зоне специальной военной операции. И Виктор Михайлович уверен, что победа будет за нами, потому что воюющие за правое дело однозначно победят.

Многие новобранцы, направленные на службу в Афганистан в 1987 и 1988 годах, оказались последними советскими солдатами в той далёкой горной стране. Возвращаясь в начале 1989 года в Союз, они уже знали, что их никто не заменит: воинский контингент в Афганистане советское правительство решило вывести полностью и окончательно. В их числе оказался и наш земляк Игорь Гичкун, выпускник донецкой школы № 4. Игорь с ранней юности связал свою жизнь с шоферской профессией. Вот как после окончания 8 класса получил в техникуме специальность, так и началась его водительская дорога.

из архива Игоря Гичкуна

Только вот управлять ему пришлось не только гражданскими авто и, но и бронированными транспортно-боевыми машинами. Когда Игоря Гичкуна призвали в армию, больше всего переживала мама. Шла афганская война, уже не один год провожали донецких мальчишек в Афганистан. Были семьи, получившие похоронки. Игорь все это понимал, но в армию пошел с желанием, как и многие мальчишки. А маму было действительно жалко.

Мой друг и кум (слева). С 1983 года вместе. Сейчас он под Волновахой. из архива Игоря Гичкуна

За все время службы в отпуск не отпустили, а письма писать было просто некогда. Игорю казалось, что он сросся со своей боевой машиной, настолько много пришлось поездить, ведь он был водителем у командира полка. И если сейчас попросить Игоря Гичкуна повторить маршрут по тем окрестностям в районе Джабаль — Уссарадж, он, наверное, сможет проехать по ним с закрытыми глазами. Не было отдельных боевых заданий, не досталось особых благодарностей и наград. Только понимал солдат, что от него здесь многое зависит, ведь командир полка — Батя — здесь нужен везде и сразу. А зависит это от его, Игоря, скорости и умения.

Он вернулся домой в том самом 89-м, когда выходили полностью войска из Афганистана. Даже не верилось, что все, ты в мирной жизни. И лишь когда увидел счастливые полные слез родные материнские глаза, — выдохнул. Дома. Навсегда.

Ранее мы писали, что Всероссийский Благотворительный фонд «Память поколений»

Оцените статью
Донецкий Рабочий
Добавить комментарий