9 августа — день памяти великомученика и целителя Пантелеимона

Новости

Почитаемый в православном и католическом мире святой мученик Пантелеимон родился в Никодимии в ІІІ веке в пору жестоких преследований христиан. При рождении он был назван – Пантолеон, что значило «во всем лев». Рассказываем о нем.

Святой и славный мученик за Христа Пантелеимон родился в Никомидии в конце III века. Его отец, сенатор Евсторгий, был язычником, а мать, Еввулия, – христианкой. Родители назвали мальчика Пантолеон. Его отдали в ученики известному врачу Евфросину, и он вскоре в совершенстве изучил науку врачевания, так что император Максимиан Галерий, заметив его искусство, взял Пантолеона во дворец и сделал своим личным врачом.

Каждый день юноша проходил мимо дома, где скрывался от гонений императора пресвитер Ермолай. Святой, угадав душевные качества Пантолеона, однажды пригласил его к себе в дом и стал учить, что медицина может дать лишь слабое облегчение нашей страдающей и смертной природе и только Христос, единый истинный Врач, пришел дать нам спасение – без лекарств и без платы. От этих слов сердце молодого человека исполнилось радости, и он стал постоянно приходить к святому Ермолаю и учиться у него великим тайнам веры.

Однажды, возвращаясь от своего учителя Евфросина, он увидел на дороге ребенка, умершего от укуса гадюки. Решив, что пришел момент проверить истинность обещаний Ермолая, он призвал имя Христа, и ребенок тотчас встал, а змея издохла. Радостный, Пантолеон побежал к Ермолаю и попросил не медля крестить его. После этого он остался в доме святого старца, слушая его поучения, и вернулся домой лишь на восьмой день. На вопросы встревоженного отца он ответил, что был во дворце и лечил одного знатного придворного. Сохраняя пока в тайне свою веру, он тем не менее старался убедить отца в тщетности почитания идолов.

Спустя некоторое время к сенатору привели слепого, который умолял Пантолеона исцелить его, поскольку ранее он без всякой пользы растратил на других врачей все состояние. Уповая на Христа, сила Которого отныне пребывала в нем, юноша в присутствии удивленного отца заверил слепого, что исцелит его благодатью истинного Учителя. Он перекрестил глаза слепого, призывая имя Христово, и тот сразу же прозрел не только телесными, но и духовными очами, поняв, что его исцелил Христос.

Затем Пантолеон раздал свое наследство нищим, освободил рабов и с удвоенным рвением принялся за лечение больных. Он не брал с них никакой платы, кроме веры во Христа, пришедшего на землю, чтобы исцелить всех страждущих1. Другие никомидийские врачи стали ему завидовать. И когда он лечил христианина, которого подвергли пыткам по приказу императора, они воспользовались случаем, чтобы донести на него.

Максимиан очень огорчился, услышав жалобу на своего любимца. Он велел позвать исцеленного слепого и спросил, каким образом Пантолеон вернул ему зрение. Подобно евангельскому слепорожденному, тот ответил просто, что Пантолеон исцелил его именем Христа и что это чудо открыло ему свет истинной веры. В ярости император велел отрубить ему голову и послал своих людей за Пантолеоном.

Когда к нему привели святого, Максимиан стал упрекать врача в том, что тот не оправдал его доверия, и обвинил в оскорблении Асклепия и других богов верой во Христа – человека, умершего на кресте. Святой ответил, что вера и преданность истинному Богу превыше всех богатств и почестей этого тленного мира, и, чтобы доказать свои слова, предложил Максимиану испытать его. Тогда принесли парализованного, над которым языческие жрецы стали совершать заклинания под насмешки святого. Когда они ничего не добились, Пантолеон помолился Богу и, взяв расслабленного за руку, призвал имя Христово. Множество язычников, увидев, как больной встал и, радуясь, стал ходить, уверовали в истинного Бога, а языческие жрецы потребовали у императора казнить опасного соперника.

Максимиан напомнил юноше о пытках, которым ранее подвергли святого епископа Анфима. Но Пантолеон ответил, что если старец проявил такое мужество2, то юноша тем более должен выдержать это испытание. Ни лесть, ни угрозы не могли поколебать его решимости, и император предал святого пыткам. Его привязали к столбу и железными крючьями стали разрывать ему бока, а потом приложили к ранам зажженные факелы. Но Христос явился святому мученику в образе его духовного отца святого Ермолая и сказал: «Ничего не бойся, сын Мой, потому что Я с тобой и помогу тебе во всех твоих страданиях за Меня». Тотчас факелы погасли, а раны святого зажили.

После этого мученика опускали в котел с расплавленным свинцом, бросали в море с тяжелым камнем на шее и подвергали другим испытаниям, но Господь везде был с ним и хранил его невредимым. Потом юношу отдали на растерзание хищникам, но Христос и там не оставил его: звери ложились у его ног и лизали их, как домашние животные. Но император, оказавшийся более жестоким, чем неразумные звери, приказал привязать мученика к колесу, снабженному острыми лезвиями, и скатить его с горы на виду у всего города. И вновь Господь явил Свое чудесное заступничество: святой освободился от связывавших его веревок, а колесо, скатываясь, раздавило многих язычников.

Максимиан спросил Пантолеона, откуда он получил такую силу и как он пришел к христианской вере. Пантолеон указал, где скрывался Ермолай, поскольку Бог открыл ему, что для него и его наставника пришло время исповедать веру и завершить свой путь мученичеством. После славной смерти Ермолая и его сподвижников тиран снова вызвал Пантолеона и попытался уговорить святого принести жертву, утверждая, что мученики подчинились. Вместо ответа блаженный юноша потребовал встречи с ними. Император ответил, что послал их с поручением в другой город, на что святой возразил: «О лжец, сам того не ведая, ты сказал правду, потому что сейчас они в Небесном Иерусалиме!» Максимиан, видя, что не может сломить Пантолеона, приказал отрубить ему голову, а тело сжечь.

Юноша с радостью отправился на место казни за городом, но когда палач начал точить меч, тот расплавился, как воск от огня. Увидев такое чудо, находившиеся там воины исповедовали Христа. Пантолеон же призвал их исполнить приказ и обратился к Богу с последней молитвой. В ответ с неба послышался голос: «Верный слуга! Твое желание исполнится, двери Царства Небесного открыты, и венец твой готов. Отныне ты будешь прибежищем отчаявшихся, помощью страждущим, врачом для больных и страхом для бесов, и поэтому имя твое будет не Пантолеон, а Пантелеимон» (это имя означает «всемилостивый».) Мученик преклонил шею, и когда глава его упала на землю, из шеи потекло молоко, тело стало белее снега, а высохшая маслина, к которой он был привязан, внезапно зазеленела и стала давать множество плодов. Воины, которым было приказано сжечь тело христианина, отдали его верующим. Те с почестями похоронили святого Пантелеимона в имении Амантия Схоластика и отправились возвещать Благую Весть в другие края. С тех пор от мощей великомученика Пантелеимона не перестают совершаться исцеления, и для всех, приходящих с верой, они являются источником благодати Христа – единого Врача душ и телес.

О чем молиться святому Пантелеимону

Угодник Божий страстотерпец и врачеватель Пантелеимон – милостивый целитель, покровитель воинов, являющий православным чудо исцеления болящих, прекращение эпидемий и моровых поветрий. К нему также обращаются с мольбой об исцелении душевных язв.

Пантелеймон — покровитель медиков

Пантелеимон — небесный покровитель медиков. Его профессионализм в сочетании с верой в Бога давал блестящие результаты. Его жизнь — яркий пример того, как доктор может служить своему пациенту. К сожалению, и раньше, и сейчас находились врачи, которые видят в больном объект наживы и которым абсолютно безразлична судьба пациента. Но есть и другие — те, на которых держится медицина. Те, кто ночами стоят у операционного стола, спасая жизни. Те, что пешком обходит участки, получая взамен нищенскую зарплату. Те, кто не вступает в сделку со своей совестью и на личные средства помогает людям. Те, кто с молитвой и верой в душе начинают свою смену. Церковь знает много врачей, до конца выполнивших заповедь Христа о любви к ближнему. Это Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Агапит и наш недавний современник профессор Валентин Войно-Ясенецкий, более известный как архиепископ Лука. Но первым в числе этих святых врачей, без сомнения, стоит Пантелеимон, заложивший духовные основы медицины и бескомпромиссно соединивший в своем служении высокий профессионализм и глубокую веру в Бога.

Как влияла церковь на развитие медицины

Первую большую христианскую больницу построил святитель Василий Великий в Кесарии в 370 году

Она была похожа на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных— прообраз будущих европейских лепрозориев.

Прообразом монастырских больниц стали монастырские приюты для увечных и больных путников

Обычай принимать в монастырях больных закрепил в составленном им Уставе киновитских общин святитель Василий Великий. Этот Устав сохранял свое значение во все века православного монашества, в том числе и на Руси.

Идея изоляции прокаженных от общества принадлежит монахам

В VI в. когда монахи ордена святого Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными

Первые приюты для душевнобольных стали появляться при христианских монастырях в Византии (IV в.)

При Киево-Печерской лавре была устроена больница, которая пользовалась широкой известностью и куда приходили раненые и больные со всей Руси

Для них были устроены специальные помещения, в которых дежурили монахи, ухаживавшие за больными.

Очки изобрел монах Джордано да Риальто, хранитель библиотеки монастыря доминиканцев (XIII век)

В монастырских библиотеках хранили и переписывали книги, зрение у переписчиков быстро портилось, так что очки были очень нужным предметом. Правда, в течение несколько веков они корректировали только дальнозоркость и только потом был создан второй вариант – для коррекции близорукости.

Кирилло-Белозерский монастырь (основан в 1397 году) был одним из одним из центров русской медицины. При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры.

Первую в России книгу по научной анатомии перевел монах Чудова монастыря Епифаний Славинецкий

Первый российский профессор повивального искусства (1782), один из основоположников научного акушерства, педиатрии и фармакогии в России Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744—1812) родился в семье священника и первое образование получил в Киевской духовной академии. Он впервые начал преподавание акушерства на русском языке и одним из первых в России он применил акушерские щипцы.

Его капитальный труд «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» явился первым оригинальным российским руководством по акушерству и педиатрии.

Основоположник научной педиатрии в России Степан Фомич Хотовицкий (1796—1885) родился в семье священника православного прихода села Красилов Староконстантиновского уезда Волынской губернии

Окончил Волынскую духовную семинарию, как один из наиболее отличившихся семинаристов, получил право поступления в Медико-хирургическую академию.

Один из первых русских физиологов-экспериментаторов в стране, автор первого российского учебника «Физиология», создатель маски для эфирного наркоза Алексей Матвеевич Филомафитский (1807—1849) был сыном священника Ярославской губернии.

По материалам Православного сайта «Фома»

Ранее мы писали, что Дончанам вручили медали за вклад в строительство храма

Оцените статью
Донецкий Рабочий
Добавить комментарий