Боги подземного мира

ДЕТИ ТИХОГО ДОНА — проект «Донецкого рабочего» к 85-летию Ростовской области

Не космос – метры грунта надо мной,

И в шахте не до праздничных процессий.

Но мы владеем тоже внеземной

И самою земною из профессий.

Вл. Высоцкий

Есть в Ростовской области небольшой городок, который я считаю своей малой Родиной, потому что в нём родились и выросли мои мама и папа, здесь же появилась на свет и я. Расположился он на берегах живописной реки Северский Донец, и поэтому с гордостью носит имя ДОНЕЦК. А ещё мой город – младший брат Донецка, что в ДНР.

— Что общего?- спросите вы, — у этих двух городов?

И услышите ответ: «Это, прежде, всего, люди героической профессии и такого же характера – шахтёры!»

Я долго не могла понять, почему «День Шахтёра» — священный праздник для дончан? Оказывается, всё очень просто – в каждой семье есть человек (а то и больше), судьба которого связана с мужественным шахтерским делом.

Когда произносишь слово: «шахтер», сразу представляешь человека,  лицо и руки которого испачканы угольной пылью, в комбинезоне и оранжевой каске, выходящего из длинного темного тоннеля. Но не все знают, что каждый раз приходя на работу и спускаясь в шахту, люди рискуют своими жизнями ,и нет никакой гарантии, что они вернуться назад.

Шахтёры — народ сдержанный, скромный, немногословны, знающий цену словам, но больше делам.

Вот таким же шахтёрским характером обладает герой моего очерка.

Я хочу рассказать об удивительном скромном человеке, Заслуженном шахтере, Ветеране труда ПОЛУШИНЕ ЛЕОНИДЕ СЕРАФИМОВИЧЕ. Леонид Серафимович родился 29 сентября 1936 года в республике Марий Эл, Пектубаевском районе, деревне Кремленке. В наш округ приехал молодым парнем в 1953 году, где начиналась стройка будущего города. А уже в 1961 году свою судьбу связал с шахтёрской профессией. Сначала трудился на шахте «Юго-Восточной», затем «Гундоровской», переводом стал работать на шахте «Западная», где и закончил свою трудовую деятельность. Работая на шахте, он совершал каждодневный подвиг . Да, да именно ПОДВИГ! Ведь профессия Полушина Л.С. –проходчик, особая порода шахтёров. Фактически на этих людях держится вся добыча, поскольку именно они обеспечивают горную проходку. Отсюда, собственно, и название профессии – проходчик. Они как разведчики, отличительными чертами их характера является хладнокровие. Потому что именно от их труда зависит дальнейшая разработка «чёрного золота»… И ещё- ответственность за семью. Именно в нашем городе он встретил свою судьбу Антонину Яковлевну, у них появились на свет сыновья – Валерий и Сергей. Сыновья выросли, но до сих пор трепетно относятся к отцу и считают его настоящим героем.

Валерий вспоминает: «Сколько себя помню, в нашем доме велись разговоры о делах шахтёрских. Отец рассказывал о своих друзьях, проблемах, о планах на будущее, но никогда не жалел о том, что выбрал шахтёрскую стезю. Возвращался домой усталым и с подведёнными чёрным глазами. Мне казалось тогда, кажется и сейчас, что нет ничего красивее этих кристально ясных шахтёрских глаз с угольной пылью.»

А в памяти Сергея отпечатался следующий момент из шахтёрской жизни папы :«В доме всю жизнь была присказка «Шахтёр ребёнка не обидит». Приходили папины друзья , доставали из кармана для меня то пряники, то бублики, то барбариски. А папа приносил с работы кусочек хлеба или булочки и говорил: «Тебе заяц передал.» Я ел с удовольствием, понимая, что никакого зайца нет под землёй, а это остатки «тормозка».

Сам Леонид Серафимович вспоминает: « Шахтёры во все времена жили опасной жизнью. Они уходили на работу и не знали, вернутся или нет. Горняки — народ спокойный, мирный и совсем незадиристый. Мужественные, со смертью на ты, понимают, где надо рисковать, а где нет. Всё у них плечом к плечу, всё делается вместе, отношения, как в армии. Главное — взаимовыручка.

В шахте так жарко, что мы работали с обнажённым торсом. Температура была очень высокая, а мы всю смену работали на четвереньках. Брали много воды в алюминиевых фляжках. Под землёй много шутили, рассказывали друг другу байки, делились домашними секретами».

А потом замолчал собеседник, глаза стали грустными и появилась скупая мужская слеза : «Самое страшное заходить в шахту после аварии…» Больше ничего не сказал. Наверное, вспомнил тех, кого потерял.

Я попросила рассказать о своих подвигах в проходке, но Леонид Серафимович сказал : «Какой подвиг? Работали на совесть, понимая, что стране нужен уголь.»

Вот она, скромность, простого труженика угольной промышленности.

Полушин Леонид Серафимович проработал на шахте «Западная» 37 лет. Имеет награды: «Победитель социалистического соревнования 1973 года», «Победитель социалистического соревнования 1976 года», «Ударник девятой пятилетки», две « Почётные грамоты» за достигнутые успехи в социалистическом соревновании, почётное звание «Ветеран труда.

О них говорят так: совсем скоро их не останется. Нет, я сейчас не о ветеранах Великой Отечественной войны. Я о ветеранах отечественного труда, труда сложного и героического — шахтёрского. Людях, на четвереньках проползших под землёю расстояния равные от Донецка до Владивостока. Эти люди навсегда останутся в памяти своих родных и близких, войдут в историю нашего города, области, страны.

Орищенко Алёна, обучающаяся 3 –а класса МБОУ СОШ №3

Ранее мы писали, что Наши волейболистки боролись за Кубок «Надежды»

Оцените статью
Донецкий Рабочий
Добавить комментарий