Меню
16+

Городская общественно-политическая газета «Донецкий рабочий»

11.02.2020 10:26 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Дидактическая игра в жизни ребенка

Автор: С. И. Шавлова и Л. А. Шушура, воспитатели МБДОУ № 10 группы № 2, Е. В. Слободян, педагог-психолог

«Нам нужно очень постараться дать детству в детстве состояться»

Мы все знаем, как любопытны дети, они постоянно что-то исследуют. Это их естественное состояние: смять и разорвать бумагу и посмотреть, что из этого получилось, наблюдать за аквариумными рыбками, разбирать игрушки, изучая их устройство. Без этих «несерьезных» занятий, а точнее игр, невозможно развитие ребенка в целом. Задача воспитателя – предложить детям такие игры, которые способствовали их всестороннему развитию.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость.

Воспитатель, играя вместе с детьми, незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность.

Еще одна из форм дидактических игр – игры со сказками. Они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умению уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. В своей работе мы стараемся использовать игры: «Собери сказку по порядку и наоборот», «Какая сказка спряталась?», «Назови сказку по предмету», «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев), «Угадайте по губам, какого героя сказки я назову» и другие.

Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь тоже может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе и т. д. С этой целью мы вместе с детьми выпускной группы придумали и оформили «Сказки про детский сад», которые помогут малышам легче справиться с адаптацией, сформировать у них положительную установку на детский сад.

Мы, педагоги сада, видим свою задачу в том, чтобы помочь ребенку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире.

Детский сад – второй дом ребенка. Постараемся, чтобы этот дом был наполнен добром, светом и гармонией.

Ведь наш девиз: «Нам нужно очень постараться дать детству в детстве состояться».

Памятка для родителей «Играем везде»

Игра – не просто забава!

Игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Если рассмотреть игру в разрезе федеральных государственных требований к реализации образовательных областей, то можно заметить, что игра соответствует каждой образовательной области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание простейших явлений и т. д.). Игра используется как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Таким образом, используя правильно подобранные игры, мы можем способствовать полноценному развитию личности ребенка.

Играем вместе с детьми

ИГРЫ ДОМА

«Кто больше»

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: совместно с ребенком выберите тему игру (например, «Посуда») и по очереди называйте посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково»

Цель: формирование навыков словообразования.

Правила игры: родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, например, морковь – морковочка, тарелка – тарелочка и т. д. Загадайте ребѐнку загадки про овощи, фрукты и другие продукты. Например: «Он зелѐный, с пупырышками». Если малыш затрудняется, продолжите: «Я его положила в салат». До тех пор, пока он не отгадает. Можете предложить логические загадки. Например: «Назови фрукт и овощ одинакового цвета» (апельсин и морковка), «Чем можно есть мясо, но нельзя есть суп?» (вилка).

«Что пропало?»

Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку). Пусть ребѐнок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два.

«Найди игрушку»

Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на ..., за ..., между ..., в ..., у ... и т. п. Потом поменяйтесь.

«Положи столько же»

В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложив положить больше камешков или меньше тоже в ряд.

«Чудесный мешочек»

На столе лежат мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки, пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и карточки с цифрами. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.

ИГРЫ НА УЛИЦЕ

«Широкая речка»

Взрослый кладет две палки параллельно друг другу. Это – берега реки. Нужно перепрыгнуть с одного на другой и «не намокнуть». Сначала пусть малыш прыгает с места. Позднее можно расширить «берега» и предложить ему прыгать с разбегу.

«Лови мяч»

Встаньте напротив ребенка, назовите его по имени и скажите: «Лови мячик!», затем бросьте малышу. Он должен поймать его и бросить вам. Бросать нужно двумя руками снизу, а ловить, вытягивая руки вперед и хватая мяч кистями, не прижимая его к груди. Можно усложнить игру, бросая мяч выше или ниже и одновременно предупреждая малыша. Эта игра развивает быстроту реакции и координацию движений.

«Веселые соревнования»

Если с вами гуляют другие дети, устройте между ними веселые состязания. У кого из малышей лучше получится:

• бросить мяч о землю так, чтобы он отскочил как можно выше;

• бросить мяч высоко вверх и поймать двумя руками;

• покатить мяч вперед и постараться догнать;

• бросить мяч в цель с разного расстояния правой, а затем левой рукой;

• бросать мяч друг другу без предупреждения – кто поймает;

• ударить по мячу ногой – у кого дальше укатится;

• положить два камушка на дорожке и попытаться прокатить мяч между ними, постепенно сужая расстояние.

Если вы гуляете вдвоем с малышом, пусть он соревнуется с вами, только не забывайте иногда проигрывать маленькому спортсмену.

«Инопланетянин»

Скажите малышу, что вы сегодня не мама или папа, а герой любимой сказки или приезжий из далеких стран. Вы никогда не были на улице и совсем не знаете, как здесь все устроено. Задавайте малышу заведомо простые и смешные вопросы, просите называть каждый предмет, появляющийся у вас на дороге. Пусть он вам расскажет, зачем он нужен и что с ним делать. Таким способом малыш будет учиться формулировать свои мысли, описывать предметы, ориентироваться в пространстве.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10