Меню
16+

Городская общественно-политическая газета «Донецкий рабочий»

20.12.2013 14:05 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 251-255 от 19.12.2013 г.

Жизнь, отданная танцу

Автор: Л. Шептухова
Носок тянуть, подбородок выше и – раз, два, три… Так рождаются балерины, порхающие по сцене, словно мотыльки. И не каждый знает, что за обманчивой легкостью скрывается тяжелый физический труд. В донецкой школе искусств танцами занимаются дети от 4 до 15 лет. Для кого-то из них это просто хобби, а кто-то уже решил посвятить балету всю свою жизнь, как их педагог, вкладывающий в них свою душу...

Носок тянуть, подбородок выше и – раз, два, три… Так рождаются балерины, порхающие по сцене, словно мотыльки. И не каждый знает, что за обманчивой легкостью скрывается тяжелый физический труд. В донецкой школе искусств танцами занимаются дети от 4 до 15 лет. Для кого-то из них это просто хобби, а кто-то уже решил посвятить балету всю свою жизнь, как их педагог, вкладывающий в них свою душу...

Виктор Федорович Шуляев занимается танцами с самого детства. Хореография стала для него одной из главных составляющих жизни, много лет он учит девчонок и мальчишек танцевать. В декабре В. Ф. Шуляев отмечает свой 70-летний юбилей. Он единственный хореограф-мужчина среди руководителей детских коллективов Донецка. Человек, который всю свою жизнь посвятил танцу, был лично знаком с легендарными Махмудом Эсенбаевым и Владимиром Шубариным, выступал на одних подмостках с Людмилой Зыкиной и Георгием Жженовым, встречался с министром культуры Екатериной Фурцевой. Ему не нужно задавать вопросов. Можно просто послушать.

Детство, опаленное войной

Я родился в 43-м. Войну, конечно, не помню. Отчетливо вспоминаю уже послевоенное сложное время. Тяжело было всем. Нас, коренных москвичей, во время войны эвакуировали в тыл, во Фрунзе, дали там квартиру. Взрослые работали для фронта, для победы. А после войны вернулись хозяева жилья, и нас выселили. Пришлось скитаться по разным углам. Мама одна меня воспитала, вырастила. Никогда не слышал от нее ни единой жалобы, хотя могу себе представить, как ей было непросто. Время-то какое было? Потому с удивлением смотрю по телевизору передачи про то, как женщина, попав в трудную жизненную ситуацию, отдала своего ребенка кому-то. Как такое возможно? После войны было намного тяжелее, много вдов осталось с кучей ребятишек, но ни у кого и в мыслях не было отдать своих детей. Еще и чужим помогали.

Путевка в жизнь

Путевку в творческую жизнь я получил в самодеятельном хореографическом коллективе города Фрунзе. Учился тогда в четвертом классе. Был тонкий, звонкий, легкий такой. Танцевать нравилось очень. На наши концерты публика валом валила, успех имели оглушительный. Зритель все-таки был не такой искушенный, как сейчас. Выступление самодеятельного коллектива в каком-нибудь ДК превращалось в целое событие. Телевизоров в 53-м у людей дома не было. Куда ходили? В кино, в театры, на концерты. Помню, мы выступим, а после концерта обязательно танцы. И все танцуют под Утёсова, Лещенко, Козина. Тогда ещё были патефоны. Да-да, не смейтесь — «Кукарача», «В парке Чаир», «Утомлённое солнце», «О голубка моя»...

Между прочим, очень все достойные песни были. Не чета многим теперешним.

Давай, Витя, рок-н-ролл!

В шестидесятые в нашу жизнь плотно вошел рок-н-ролл. Началось удивительное время стиляг. В журналах на них рисовали злободневные карикатуры: парни с диковинными причёсками, этакими «коками», длиннющими бакенбардами и подбритыми усиками, в клетчатых пиджаках с расширенными плечами, невероятно узких брюках и туфлях на толстенной подошве. Девушки с подобранными волосами, туго перевязанными на затылке и струящимися затем вниз, по плечам (позже эта причёска получила название «конский хвост»), в широких плиссированных юбках, туфлях на высоких каблуках-«шпильках». Молодые люди, взявшись за руки, лихо отплясывали, высоко задирая ноги, неведомый танец. Стихотворный пассаж под рисунком с обвинительным жаром сообщал, что это стиляги, пижоны, бездельники и проходимцы, оторвавшиеся от нашей социалистической действительности и попавшие под влияние западной разлагающей морали. А танцуют они идеологически вредный танец рок-н-ролл. Это было здорово! Естественно, я стал стилягой: брюки-«дудочки», зауженные до такой степени, что снять их порой было делом нелёгким! Спасали лишь разрезы с двух сторон. Считалось модным поднимать вертикально воротник рубашки. Завершал этот ансамбль набриолиненный «кок». На танцплощадке мне кричали: «Давай, Витя, рок-н-ролл!». И я давал.

В армию попал и...танцевал!

Танец вошел в мою жизнь настолько прочно, что даже в армии он мне помог. Попал я в Московский военный округ, на базу военно-воздушной академии имени Гагарина. Служил-служил, скучно, честное слово. Мне как человеку творческому армейская муштра поперек горла — ну не мое это! К счастью, в конкурсе военных академий мы заняли первое место, и меня назначили руководителем хореографического коллектива Дома офицеров. В 1965-м пригласили в ансамбль Московского военного округа. Затем я был солистом народной филармонии Центрального дома Советской армии. После окончания службы руководители просили остаться, но я хотел только одного: домой!

Жизнь артиста — это гастроли

Сколько я поездил по стране — в одной статье не расскажешь. Поступил во Фрунзенское хореографическое училище, одновременно танцевал в театре оперы и балета. Позже мне пришлось выбирать: учиться или уехать в длительный гастрольный тур. Я выбрал второе: платили неплохо (120 рублей плюс суточные, проживание и питание — бесплатно) да и мир мечтал посмотреть. Мы объездили весь Союз, побывали даже за границей. А учиться все-таки хотелось. Позже наверстал упущенное — окончил Ленинградскую академию культуры. Когда появилась семья, решил, что с гастролями нужно завязывать. Приехал как-то после длительного тура, а маленький сын смотрит на меня, как на чужого дядю, не узнает. Понял, что пора переходить на более спокойную работу.

На пенсию — молодым

Трудовой стаж артистов балета — 20 лет. Предельный возраст для танцора в России — 38 лет. Когда артист достигает этого возраста, можно оформлять пенсию. Выход артистов балета на пенсию в мировой практике варьируется в пределах 38-44 лет. Вот так — вроде бы молодой, а уже пенсионер. И жизнь приходится начинать с нуля. Кто-то решает преподавать, некоторые вообще кардинально меняют судьбу. Я работал заведующим отделом хореографии Межсоюзного дома самодеятельного творчества Киргизского республиканского Совета профсоюзов, руководил танцевальными коллективами. В 79-м полностью ушел из хореографии — будучи директором Дворца культуры и техники занялся хозяйственной работой. Без танцев, однако, не обходился. Пришлось заняться даже бальными, чтобы выступить и стать лауреатом Всесоюзного конкурса бального танца в Киеве.

Я в сотый раз опять начну сначала...

Вот уж никогда не думал, что жизнь снова возьмет да и выкинет коленце, будто в польке-бабочке. После развала Союза остался буквально ни с чем: квартиру продал за бесценок, вместе с семьей стал не нужен никому. Снова начинал сначала. Знакомые посоветовали поехать в Ростовскую область. В принципе, меня здесь никто не ждал. Да собственно я не один такой был, в то время многим пришлось выживать как-то. Приехал в деревню, устроился сторожем, скотину завел. Спасибо домашним, относились ко всему с пониманием, не плакали, не жаловались. Я за многое судьбе благодарен, а за семью — особенно. Со временем переехал в Донецк, купил дом в Гундоровском, обустроил его. Жизнь понемногу стала налаживаться. В 2001 году директор школы искусств Вадим Витальевич Фомин пригласил меня на работу — преподавать хореографию.

Роман с танцем

Любой танец – это краски. И каждый хореограф рисует его по-разному. Все зависит от того, как он его видит и чувствует. При постановке нового номера необходимо учитывать все. Многое зависит и от ребенка, от его настроения, эмоций. Необходимо не только уметь танцевать, а быть к тому же хорошим психологом, чтобы каждому из ребятишек сказать нужные слова. Я часто сталкивался с такой ситуацией: хороший танцор, но не самый лучший преподаватель. Почему? Наверное, мало просто хорошо танцевать. Да и просто любить детей тоже маловато. А вот как сделать так, чтобы они тебя понимали? Работаю над этим постоянно. А получается ли? У них надо спросить...

70 лет жизни и 13 лет преподавания танцев маленьким лебедям Детской школы искусств отмечает хореограф в этом году. За все это время он выпустил немало учеников, для многих из них танец стал увлечением на всю жизнь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

65